Мы живем в России, знаем ее и любим. И нам может показаться странным, что жители других стран видят Россию не так, как мы. Имидж России в мире — это сложное и многогранное явление, которое формировалось на протяжении многих веков. С одной стороны, Россия представляется страной с богатым культурным и историческим наследием, лидером во многих научно-технологических отраслях, таких как покорение космоса или ядерная энергетика. Россия воспринимается как страна с сильной и устойчивой централизованной политической системой, едиными духовными и нравственными ценностями. С другой стороны, в мировом сообществе существуют и негативные стереотипы о России.
Часто жители других стран опираются, например, на художественные фильмы, в которых допущены ошибки или неточности, формирующие неверное представление о нас и о нашей стране. Нередко средства массовой информации искажают факты о нашей стране. Из-за таких ошибок и искажений складываются стереотипы.
Наш разговор сегодня будет о том, как формируется образ страны в сознании ее граждан и в сознании иностранцев.
https://razgovor.edsoo.ru/video/6037/
Взрослея, мы перестаем верить в сказки, учимся отличать вымысел от реальности. Но самое главное остается — остаются нравственные установки, остается образ Родины, чувство единства с ней.
Мы узнаем о том, как наши предки сражались за свободу, защищали свою землю, свои ценности и традиции. Это помогает нам понять, что наша жизнь является продолжением их пути. История страны — это не только хронология событий, но и духовный опыт народа, его мудрость и сила воли. Важно хранить и передавать из поколения в поколение рассказы о подвигах, достижениях, о радостных и трагических событиях.
Размышляя об истории, Александр Сергеевич Пушкин написал: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно, не уважать оной есть постыдное малодушие».
Вот так, из сказок, преданий, из рассказов о жизни наших предков, из наблюдения за жизнью наших современников, из собственного опыта складывается у нас образ России.
А вот образ страны и ее жителей у людей из других стран и культур складывается по-другому.
У иностранцев Россия ассоциируется в первую очередь — с медведем. И такая ассоциация, с одной стороны, имеет реальные основания, с другой стороны, является во многом результатом исторической ошибки. Наши предки с древних времен почитали медведя, «хозяина леса», однако олицетворением нашей страны медведь стал, скорее, с подачи иностранцев.
В XVII веке в городе Сморгони, который был тогда в составе Польского государства, открыли «Медвежью академию», где зверей дрессировали, а затем продавали в европейские цирки. Именно тогда медведя впервые стали считать символом России или, как ее тогда называли, Московии. Дело в том, что покупатели медведей чаще всего были людьми необразованными, плохо знали географию и путали соседние страны.
В XIX веке иностранцы все чаще прибегали к изображению медведя как символа России в политических карикатурах. Бороться с этим явлением было бесполезно и бессмысленно, поэтому русские сами стали ассоциировать себя с этим зверем.
Эта тенденция сохраняется и в наше время. Например, мишка стал символом московских Олимпийских игр 1980 года.
К сожалению, не все стереотипы так безобидны и являются результатом нелепой ошибки, довольно часто приходится сталкиваться с сознательным искажением фактов.
Во-первых, это политические цели. Негативный образ России часто используется как инструмент давления в международной политике. Это может быть частью стратегии для изоляции или ослабления страны на международной арене.
Во-вторых, экономические интересы. Негативный имидж может использоваться для обоснования санкций и других экономических мер, направленных на ограничение влияния России в мире.
В-третьих, информационная война. Попытки исказить роль России в мировой истории — одна из стратегий информационной войны против нашей страны. Средства массовой информации, как мы с вами уже говорили на занятии, посвященном юбилею информационного агентства ТАСС, играют важную роль в формировании общественного мнения. Негативные, спекулятивные сообщения могут усиливать рейтинги и привлекать внимание аудитории.
https://razgovor.edsoo.ru/video/6053/
Конечно, знания. В первую очередь — знание истории. История — это не просто прошлое, это живое напоминание о том, кем мы являемся и куда мы идем. Бережное сохранение исторической памяти — признак осознанного и ответственного общества, способного ценить и уважать как свои достижения, так и ошибки.
Такими источниками служат культурно-просветительские учреждения: музеи, архивы, библиотеки, произведения искусства и литературы, памятники и мемориалы. Они предоставляют возможность узнать реальные факты, продемонстрировать достижения науки и техники, культуры и искусства, познакомиться с жизнью и деятельностью выдающихся соотечественников, увидеть события глазами очевидцев, сохранить память, продемонстрировать, что мы помним свою историю и гордимся своими предками.
Молодежь всегда была двигателем прогресса и перемен.
В то же время она обладает уникальной возможностью сохранять и передавать дальше историческую память, выстраивая мосты между поколениями, культурами, государствами. Каждый из нас может повлиять на формирование образа нашей страны, участвуя в различных международных мероприятиях, которые позволяют иностранцам лучше узнать Россию, понять ее уникальность, ощутить ее особую атмосферу. Россия открыта миру, готова к сотрудничеству, не ущемляющему ничьих интересов, и мирному диалогу.
Одним из таких масштабных мероприятий стал Всемирный фестиваль молодежи в Сочи, который состоялся в июне этого года. А совсем недавно, в сентябре, в Омске завершился Фестиваль уличного искусства «Омск, ты просто космос!», в котором приняли участие уличные художники из России, Великобритании, Испании, Беларуси, Израиля, Аргентины, США, Казахстана, Мексики, Италии и Колумбии. 22 августа, в День государственного флага России художники сделали подарок жителям города, создали 22 мурала с изображением российских триколоров.
https://razgovor.edsoo.ru/video/6063/
А еще нужно не забывать, что именно мы являемся лицом нашей страны. О ней будут судить по тому, как мы общаемся, работаем, какие говорим слова и какие совершаем поступки.