1215 лет назад в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии родился Николай Васильевич Гоголь. Конечно, вы все с детства знакомы с произведениями писателя, с его биографией. Давайте вспомним, что мы знаем о Гоголе, его жизни и творчестве. https://razgovor.edsoo.ru/video/5340/
https://razgovor.edsoo.ru/video/5204/ Образы и сюжеты из произведений Гоголя мы запоминаем на всю жизнь, настолько они необычные, яркие. Но сегодня хочется поговорить не только о Гоголе – писателе. Давайте посмотрим на высказывание Николая Васильевича и подумаем, какой смысл он вкладывал в эти слова: «Мои мысли, моё имя, мои труды будут принадлежать России».
Почти во всех темах в «Разговорах о важном» мы говорили о том, кто такой гражданин, какими качествами он обладает, в чем может проявляться гражданская позиция человека, каким образом каждый гражданин может служить своим трудом на благо своей страны.
Сегодня мы поговорим о Николае Васильевиче Гоголе прежде всего, как о гражданине и патриоте своей страны, самым страстным желанием которого было видеть Россию великой державой, а своих соотечественников – достойными ее гражданами.
В Москве, по адресу Никитский бульвар дом 7А, располагается особняк, в котором прошли последние месяцы жизни Николая Васильевича Гоголя, а во дворе стоит памятник ему. У этого памятника есть секрет: если обходить его по часовой стрелке и внимательно смотреть в лицо писателя, видно, как меняется выражение его лица, как усмешка и лукавый взгляд сменяются выражением скорби. Это отражение его сложного духовного пути, его нравственных исканий, его раздумий о судьбе России и о своем долге перед ней.
Вспомним первые произведения Гоголя из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки» – это полуфантастический мир, в котором живут удалые парубки, красавицы-девчата, деревенские обыватели со своими ворчливыми женами, а рядом с ними – русалки, черти, ведьмы. Темные силы обманывают и пугают человека, но их побеждают истинная вера, сила духа и радость жизни: глубоко верующий в Бога богатырь Вакула укрощает черта и заставляет его служить себе; благородный Левко разоблачает ведьму и освобождает душу прекрасной панночки. Яркие краски, колоритные детали, лирика и юмор, бытовое и героическое – все есть в этой книге.
Но постепенно на смену полусказочным героям ранних произведений приходят совсем другие. Со страниц поэмы «Мертвые души», из повести «Нос», из пьесы «Ревизор» на нас, как из кривого зеркала, смотрят уродливые подобия людей. Посмотрите на иллюстрации и дайте свою оценку изображенным на них героям.
Разве можно считать этих персонажей красивыми, восхищаться ими, любить их? Дело даже не во внешней их некрасивости, они прежде всего уродливы морально. Герои зрелых произведений Гоголя – взяточники, мошенники, бездушные и бессовестные чиновники, бездумные, легкомысленные, скупые и жестокие помещики.
– Так зачем же было писателю изображать уродливую сторону жизни?
– Должна же быть причина внимания Гоголя не к красоте мира и человека, а к непривлекательному, отвратительному, глупому, нелепому? Да, в нашей памяти прочно закрепилось определение Гоголя как писателя-сатирика, который высмеивал пороки общества и человеческие недостатки. Давайте поразмышляем, что такое сатира, на что она может быть направлена и какова ее цель?
Мир гоголевских героев смешон, смешны сами по себе мелкие события и «страстишки», смешно, например, что от человека отделился нос и вполне преуспел в самостоятельной жизни. Но смысл этих анекдотов и карикатур не в том, чтобы насмешить, даже не в том, чтобы высмеять. В.Г. Белинский первым увидел горькую и поучительную суть гоголевского смеха: «… его юмор смешит уже только простаков или детей, люди, заглянувшие в глубь жизни, смотрят на его картины с грустным раздумьем, с тяжкою тоскою…».
Гоголя обвиняли в том, что он обладает искаженным взглядом на мир, злым и карикатурным, что во всем видит смешное и нелепое. Но не просто пороки, духовные и социальные уродства, а трагедию видел Гоголь в глубине той действительности, которую изображал.
Что же не устраивало Гоголя в жизни, в обществе, в современниках?
Красота для Гоголя – понятие прежде всего этическое, неразрывно связанное с духовностью. Человек, пребывающий в состоянии духовного сна, не может быть прекрасен и не сделает возвышеннее и прекраснее мир вокруг себя.
В результате раздумий о причинах деградации современного ему общества писатель приходит к выводу, что чудовищно абсурдной и безобразной российскую действительность сделала утрата духовности, утрата национального самосознания.
Еще с юности Гоголь чувствовал, что у его жизни есть какая-то особенная цель, и постепенно пришел к мысли, что цель эта – способствовать возрождению русской духовности. С каждым годом все мучительнее становились раздумья Гоголя о том, чем может он послужить России, и поиски ответов на вопрос, что может ее спасти.
«… может быть, и я сослужу земле своей службу не меньше той, какую служат ей благородные и честные люди на других поприщах. <…> О многом существенном и главном следует напомнить человеку вообще и русскому в особенности» – говорит Гоголь в одном из писем о замысле и назначении своего труда.
Так в чем же видел Гоголь свое предназначение?
– Чем хотел послужить России?
Из курса литературы вы, конечно, помните, что последнее десятилетие жизни Гоголя было полностью отдано воплощению его грандиозного замысла – трилогии о России, первую часть которой мы знаем, как поэму «Мертвые души». Этот труд он воспринимал как долг, но работа над вторым томом все время заходила в тупик, доводила писателя до отчаяния.
Параллельно с работой над вторым томом Гоголь создал книгу «Выбранные места из переписки с друзьями», в которую вложил сокровенные чувства, размышления, мечты, свою позицию писателя и гражданина.
Главным словом в этой книге стало слово «любовь». Именно в любви к людям и к своей стране писатель видел путь спасения и возрождения.
«Но как полюбить братьев, как полюбить людей? Душа хочет любить одно прекрасное, а бедные люди так несовершенны и так в них мало прекрасного! Как же сделать это? <…> Если только возлюбит русский Россию, возлюбит и все, что ни есть в России. <…> Без болезней и страданий, которые в таком множестве накопились внутри ее и которых виною мы сами, не почувствовал бы никто из нас к ней сострадания. А состраданье есть уже начало любви».
Для Гоголя показателем нравственности и чистоты человека была не столько праведная жизнь, сколько стремление к духовному совершенствованию. Одно из центральных мест в книге «Выбранные места из переписки с друзьями» занимают обращения писателя к соотечественникам: «Вы еще не любите Россию: вы умеете только печалиться да раздражаться слухами обо всем дурном, что в ней делается, в вас все это производит только одну черствую досаду да уныние».
Что же писатель предлагает, к чему призывает соотечественников?
«… если вы действительно полюбите Россию, вы будете рваться служить ей; не в губернаторы, но в капитан-исправники пойдете, – последнее место, какое ни отыщете в ней, возьмете, предпочитая одну крупицу деятельности на нем всей вашей нынешней, бездейственной и праздной жизни».
От второго тома поэмы Гоголя о России уцелело в неполном виде всего 5 глав, последняя из которых обрывается словами: «Но оставим теперь в сторону, кто больше всего виноват. Дело в том, что пришло нам спасать нашу землю <…> Я приглашаю вспомнить долг, который на всяком месте предстоит человеку. Я приглашаю поближе рассмотреть свой долг и обязанность земной своей должности».
Завершим наш сегодняшний разговор о Николае Васильевиче Гоголе словами еще одного русского писателя Андрея Белого: «В тот момент, когда мы определим Гоголя и положим его на полку, мы уже ничего в нем не поймем. <…> Молчание перед этой могилой! Здесь лежит тот, кто боролся за наше будущее, боролся с дегенерацией, кто опустился в глубокие пропасти отчаяния, все еще нам неведомого, кто залетал на крыльях восторга туда, куда еще не залетал ни один дирижабль». Предлагаем Вам пройти анкетирование, перейдя по QR-коду.